Site menu:

Построение дерева целей организации

Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.

(Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 c.)

Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент (подобный организационной схеме компании), используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Новизна метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в том, что ими предпринималась попытка придать различным функциональным подсистемам количественные веса и коэффициенты с целью выявить, какие из возможных комбинаций обеспечивают наилучшую отдачу.

За прошедшие почти полвека своего существования метод снискал признание специалистов — управленцев во всем мире. Он стал неотъемлемым инструментом стратегического и оперативного планирования. Ни один курс по менеджменту ни одной уважающей себя западной школы не обходится без изучения метода «дерево целей» и его более мобильного «собрата» — «древа решений».

В данном электронном учебном курсе мы постарались освятить суть концепции дерева целей, ее взаимосвязь с целевой структурой организации, возможности использования метода в тактическом и оперативном управлении организацией, а также то, каким образом методика «дерево целей» задействована в различных концепциях стратегического управления.

Электронный курс состоит из 5 глав, в которые вошли 15 тематических лекций, 4 видеопрактикума и 17 практических заданий. Электронный курс содержит контрольные алгоритмы и 60 итоговых вопросов для самопроверки.

Время изучения 25 часов.

Содержание

Вводная информация
-
Глава 1. Анализ и моделирование целей организационных систем
Лекции
Целевая структура организации
Анализ целей организационных систем
Критерии эффективного целеполагания
-
Практикум
Видеопрактикум
Целевая структура организации
Уровни целеобразования
Носители целей в организации
Критерии эффективного целеполагания
Последовательность шагов для постановки целей
-
Тест
Тест
-
Глава 2. Концепция дерева целей
Лекции
Структура древовидного графа целей дерева целей
Основные принципы построения дерева целей
От дерева целей к дереву показателей
-
Практикум
Видеопрактикум
Структура древовидного графа целей дерева целей
Основные принципы построения дерева целей
От дерева целей к дереву показателей
-
Тест
Тест
-
Глава 3. Метод дерева решений
Лекции
Связь дерева целей и дерева решений
Основные этапы процесса подготовки решения
Виды задач, при которых используется дерево решений
-
Практикум
Видеопрактикум
Связь дерева целей и дерева решений
Основные этапы процесса подготовки решения
Виды задач, при которых используется дерево решений
-
Тест
Тест
-
Глава 4. Дерево целей и тактическое управление организацией
Лекции
Дерево целей как инструмент постановки задач и планирования
Дерево целей как инструмент координации и принятия решений
Дерево целей как инструмент мотивации и контроля
-
Практикум
Видеопрактикум
Дерево целей как инструмент постановки задач и планирования
Дерево целей как инструмент координации и принятия решений
Дерево целей как инструмент мотивации и контроля
-
Тест
Тест
-
Глава 5. Дерево целей и стратегическое управление
Лекции
Использование методики дерево целей в концепции MOS
Использование методики дерево целей в концепции МВО
Использование методики дерево целей в концепции Balanced Scorecard
-
Практикум
Использование методики дерево целей в концепции MOS
Использование методики дерево целей в концепции МВО
Использование методики дерево целей в концепции Balanced Scorecard
-
Тест
Тест