Электронный учебный курс для системы дистанционного обучения.
Дерево целей — структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.
Концепция «дерева целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент (подобный организационной схеме компании), используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Новизна метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в том, что ими предпринималась попытка придать различным функциональным подсистемам количественные веса и коэффициенты с целью выявить, какие из возможных комбинаций обеспечивают наилучшую отдачу.
За прошедшие почти полвека своего существования метод снискал признание специалистов — управленцев во всем мире. Он стал неотъемлемым инструментом стратегического и оперативного планирования. Ни один курс по менеджменту ни одной уважающей себя западной школы не обходится без изучения метода «дерево целей» и его более мобильного «собрата» — «древа решений».
В данном электронном учебном курсе мы постарались освятить суть концепции дерева целей, ее взаимосвязь с целевой структурой организации, возможности использования метода в тактическом и оперативном управлении организацией, а также то, каким образом методика «дерево целей» задействована в различных концепциях стратегического управления.
Электронный курс состоит из 5 глав, в которые вошли 15 тематических лекций, 4 видеопрактикума и 17 практических заданий. Электронный курс содержит контрольные алгоритмы и 60 итоговых вопросов для самопроверки.
Время изучения 25 часов.
Вводная информация |
Глава 1. Анализ и моделирование целей организационных систем |
Лекции |
Целевая структура организации |
Анализ целей организационных систем |
Критерии эффективного целеполагания |
Практикум |
Видеопрактикум |
Целевая структура организации |
Уровни целеобразования |
Носители целей в организации |
Критерии эффективного целеполагания |
Последовательность шагов для постановки целей |
Тест |
Тест |
Глава 2. Концепция дерева целей |
Лекции |
Структура древовидного графа целей дерева целей |
Основные принципы построения дерева целей |
От дерева целей к дереву показателей |
Практикум |
Видеопрактикум |
Структура древовидного графа целей дерева целей |
Основные принципы построения дерева целей |
От дерева целей к дереву показателей |
Тест |
Тест |
Глава 3. Метод дерева решений |
Лекции |
Связь дерева целей и дерева решений |
Основные этапы процесса подготовки решения |
Виды задач, при которых используется дерево решений |
Практикум |
Видеопрактикум |
Связь дерева целей и дерева решений |
Основные этапы процесса подготовки решения |
Виды задач, при которых используется дерево решений |
Тест |
Тест |
Глава 4. Дерево целей и тактическое управление организацией |
Лекции |
Дерево целей как инструмент постановки задач и планирования |
Дерево целей как инструмент координации и принятия решений |
Дерево целей как инструмент мотивации и контроля |
Практикум |
Видеопрактикум |
Дерево целей как инструмент постановки задач и планирования |
Дерево целей как инструмент координации и принятия решений |
Дерево целей как инструмент мотивации и контроля |
Тест |
Тест |
Глава 5. Дерево целей и стратегическое управление |
Лекции |
Использование методики дерево целей в концепции MOS |
Использование методики дерево целей в концепции МВО |
Использование методики дерево целей в концепции Balanced Scorecard |
Практикум |
Использование методики дерево целей в концепции MOS |
Использование методики дерево целей в концепции МВО |
Использование методики дерево целей в концепции Balanced Scorecard |
Тест |
Тест |