Site menu:

Основы маркетинга | Электронный учебный курс для системы дистанционного обучения

Описание: Рынок — сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация — выгоду или разорение, необходимо обеспечить «прозрачность» (информативность) рынка и предсказуемость его развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных процессов, в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и планировать соответствующую прибыль.

Еще в начале XX в. были разработаны основы науки, показывающей, каким образом надо управлять рыночной деятельностью, чтобы с меньшим риском добиться максимальных результатов, как регулировать некоторые рыночные процессы, чтобы обеспечить себе преимущество на рынке, и наконец, как нужно изучать рынок, чтобы не действовать методом проб и ошибок, а представлять себе четкую перспективу действий. Эта наука и отрасль прикладной деятельности получили название маркетинга.

Маркетинг быстро завоевал прочные позиции во всем мире, где функционировала рыночная экономика. Существует большое число научно-практических публикаций по маркетингу, ведущие университеты всего мира выпускают тысячи специалистов по маркетингу. Существует множество маркетинговых служб, маркетинговых и консалтинговых фирм. На маркетинг ежегодно во всех развитых странах тратятся миллиарды долларов, и большинство предпринимателей понимают, что экономия на маркетинге обернется неисчислимыми убытками. Основная масса предпринимателей и менеджеров считают, что маркетинг органически неотделим от бизнеса и незаменим в условиях конкуренции.

Основной принцип маркетинга — ориентация на потребности. Маркетинг уважает и защищает права потребителя. Современный маркетинг (так называемый социально-этический) требует учитывать интересы всего общества, в частности, в области охраны окружающей среды. Одновременно маркетинг является системой защиты продавца и покупателя, государственного поощрения производства и торговли.

Предлагаемый электронный учебный курс исходит из тезиса, что знание основ маркетинга необходимо любому экономисту, менеджеру и предпринимателю, в какой бы области бизнеса они ни работали. Знание маркетинга полезно и государственным чиновникам, контролирующим экономику. Электронный учебный курс охватывает все основные проблемы маркетинга и подготавливает учащегося к практической деятельности в данной сфере.

Структура электронного курса: Курс состоит из 5 глав, в которые вошли лекции, практические задания и вопросы для самопроверки.

Рекомендуемое время изучения: 25 часов.

Целевая аудитория: Курс предназначен для менеджеров.

Авторы курса: Шляхова Ю.А., Вершинский В.А.

Содержание

Глава 1. Сущность и цели маркетинга

Лекции                      Сущность и понятие маркетинга

                                  Цели маркетинга

                                  Функции маркетинга и принципы его организации

                                  Окружающая среда маркетинга

                                  Цели и принципы сегментирования рынка

Практикум                 Сегмент с максимальным объемом сбыта

                                  Выбор количества сегментов

                                  Маркетинговые задачи фирмы

                                  Выбор географического сегмента

                                  Этапы маркетингового цикла

Тесты                        20 вопросов для самопроверки

Глава 2. Разработка стратегии маркетинга

Лекции                      Принципы стратегии маркетинга

                                  Выбор стратегии маркетинга

                                  Основные принципы маркетингового планирования

                                  Цена и факторы ее образования

                                  Ценовые стратегии

                                  Методы ценообразования

Практикум                 Степень диверсификации и стратегия

                                  Функции отдельных блоков маркетинга

                                  Цена продажи товара

                                  Максимизация прибыли

                                  Цена технически сложного товара

Тесты                        20 вопросов для самопроверки

Глава 3. Товарная политика маркетинга фирмы

Лекции                      Понятие товара

                                  Свойства и классификация товаров

                                  Стимулирование покупательского спроса

                                  Инновационная политика фирмы

                                  Жизненный цикл товара

Практикум                 Мероприятия по разработке товара и выводу его на рынок

                                  Интегральный показатель качества

                                  Классы товаров

                                  Система формирования спроса и стимулирования сбыта

                                  Маркетинговые мероприятия различных этапов жизненного цикла товара

Тесты                        20 вопросов для самопроверки

Глава 4. Товародвижение и дистрибьюция

Лекции                      Товародвижение и его каналы

                                  Дистрибьюция и ее формы

                                  Методы конкурентной борьбы в товародвижении

                                  Понятие продвижения товаров

                                  Основные формы рекламы

Практикум                 Выбор канала товародвижения

                                  Тип, длина, ширина канала товародвижения

                                  Выбор дистрибьютора

                                  Рекламная кампания (РК)

                                  Формы печатной рекламы

Тесты                        20 вопросов для самопроверки

Глава 5. Маркетинговое исследование

Лекции                      Понятие маркетингового исследования

                                  Маркетинговая информация

                                  Маркетинговый анализ и прогнозирование

                                  Анализ качества продукта

                                  Моделирование потребительского поведения на рынке

                                  Выводы

Практикум                 Этапы маркетингового исследования

                                  Задачи маркетингового исследования

                                  Анализ конкуренции и конкурентов

                                  Покупательский спрос и емкость рынка

                                  Прогноз спроса

Тесты                        20 вопросов для самопроверки