Site menu:

Основы маркетинга

Рынок — сложное явление, развивающееся в соответствии с экономическими законами и обладающее сложной иерархически построенной структурой. Рынок вовлекает в свою сферу миллионы юридических и физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. На рынке перемещается как в экономическом, так и в географическом пространстве огромная масса разнообразных товаров, обмениваемых на деньги. Для того чтобы разобраться в действии рыночного механизма, понять, что сулит предпринимателю рыночная ситуация — выгоду или разорение, необходимо обеспечить «прозрачность» (информативность) рынка и предсказуемость его развития. Предприниматель заинтересован в ограничении стихийности рыночных процессов, в том, чтобы рынок был упорядочен, а рыночные операции базировались на определенных научных принципах, которые позволили бы оптимизировать затраты и планировать соответствующую прибыль.

Еще в начале XX в. были разработаны основы науки, показывающей, каким образом надо управлять рыночной деятельностью, чтобы с меньшим риском добиться максимальных результатов, как регулировать некоторые рыночные процессы, чтобы обеспечить себе преимущество на рынке, и наконец, как нужно изучать рынок, чтобы не действовать методом проб и ошибок, а представлять себе четкую перспективу действий. Эта наука и отрасль прикладной деятельности получили название маркетинга.

Маркетинг быстро завоевал прочные позиции во всем мире, где функционировала рыночная экономика. Существует большое число научно-практических публикаций по маркетингу, ведущие университеты всего мира выпускают тысячи специалистов по маркетингу. Существует множество маркетинговых служб, маркетинговых и консалтинговых фирм. На маркетинг ежегодно во всех развитых странах тратятся миллиарды долларов, и большинство предпринимателей понимают, что экономия на маркетинге обернется неисчислимыми убытками. Основная масса предпринимателей и менеджеров считают, что маркетинг органически неотделим от бизнеса и незаменим в условиях конкуренции.

Основной принцип маркетинга — ориентация на потребности. Маркетинг уважает и защищает права потребителя. Современный маркетинг (так называемый социально-этический) требует учитывать интересы всего общества, в частности, в области охраны окружающей среды. Одновременно маркетинг является системой защиты продавца и покупателя, государственного поощрения производства и торговли.

Предлагаемый электронный учебный курс исходит из тезиса, что знание основ маркетинга необходимо любому экономисту, менеджеру и предпринимателю, в какой бы области бизнеса они ни работали. Знание маркетинга полезно и государственным чиновникам, контролирующим экономику. Электронный учебный курс охватывает все основные проблемы маркетинга и подготавливает учащегося к практической деятельности в данной сфере.

Курс состоит из 5 глав, в которые вошли лекции, практические задания и вопросы для самопроверки.

Время изучения 25 часов.

Содержание

Вводная информация
-
Глава 1. Сущность и цели маркетинга
Лекции
Сущность и понятие маркетинга
Цели маркетинга
Функции маркетинга и принципы его организации
Окружающая среда маркетинга
Цели и принципы сегментирования рынка
-
Практикум
Сегмент с максимальным объемом сбыта
Выбор количества сегментов
Маркетинговые задачи фирмы
Выбор географического сегмента
Этапы маркетингового цикла
-
Тест
Тест
-
Глава 2. Разработка стратегии маркетинга
Лекции
Принципы стратегии маркетинга
Выбор стратегии маркетинга
Основные принципы маркетингового планирования
Цена и факторы ее образования
Ценовые стратегии
Методы ценообразования
-
Практикум
Степень диверсификации и стратегия
Функции отдельных блоков маркетинга
Цена продажи товара
Максимизация прибыли
Цена технически сложного товара
-
Тест
Тест
-
Глава 3. Товарная политика маркетинга фирмы
Лекции
Понятие товара
Свойства и классификация товаров
Стимулирование покупательского спроса
Инновационная политика фирмы
Жизненный цикл товара
-
Практикум
Мероприятия по разработке товара и выводу его на рынок
Интегральный показатель качества
Классы товаров
Система формирования спроса и стимулирования сбыта
Маркетинговые мероприятия различных этапов жизненного цикла товара
-
Тест
Тест
-
Глава 4. Товародвижение и дистрибьюция
Лекции
Товародвижение и его каналы
Дистрибьюция и ее формы
Методы конкурентной борьбы в товародвижении
Понятие продвижения товаров
Основные формы рекламы
-
Практикум
Выбор канала товародвижения
Тип, длина, ширина канала товародвижения
Выбор дистрибьютора
Рекламная кампания (РК)
Формы печатной рекламы
-
Тест
Тест
-
Глава 5. Маркетинговое исследование
Лекции
Понятие маркетингового исследования
Маркетинговая информация
Маркетинговый анализ и прогнозирование
Анализ качества продукта
Моделирование потребительского поведения на рынке
Выводы
-
Практикум
Этапы маркетингового исследования
Задачи маркетингового исследования
Покупательский спрос
Емкость рынка
Прогноз спроса
-
Тест
Тест